Яндекс.Метрика

«Пугачев» на сцене театра «Странник»

Pugachev_01.png Pugachev_02.png Pugachev_03.png Pugachev_04.png Pugachev_05.png Pugachev_06.png Pugachev_07.png Pugachev_08.png Pugachev_09.png Pugachev_10.png Pugachev_11.png Pugachev_12.png Pugachev_13.png Pugachev_14.png Pugachev_15.png Pugachev_16.png Pugachev_17.png Pugachev_18.png Pugachev_19.png

 

Спектакль создан  по известной поэме Сергея  Есенина «Пугачев», в соединении  с текстом исторической прозы Александра Пушкина  «Пугачев», а также с многочисленными песнями и сценами  казачьего фольклора. Поэма Сергея Есенина – одно из лучших произведений о русском бунте. Во многом она  автобиографична, здесь в яркую  судьбу разбойничьего  атамана тонко вплетены  и размышления  о гражданской войне, и о судьбе самого поэта…  Спектакль Театра Народной Драмы  – своего рода  притча о неразрешимых противоречиях русской истории – о трагедии русского бунта…

Спектакль «Пугачев» - одна из наиболее ярких ранних постановок театра, предельно выразительная, глубоко передающая особый воинский настрой и боевой дух Театра Народной Драмы. И в то же время это спектакль - исполненный в сложных поэтических монологах поэмы Есенина о Пугачёве - весьма непростой для постановки - да ещё и перемежающейся с историческими фрагментами из повести А. С. Пушкина о пугачевском бунте. Фактически это мужское казачье действо, - в котором женщины почти не участвуют, - по особому замыслу Есенина, - чтобы лирика не отвлекла от размаха исторического народного события в России. Двенадцать казаков – символически уподоблены в поэме Есенина  12 апостолам. (На сцене спектакля, правда, задействовано меньшее число актеров.) Поэма Есенина  «Пугачев» - необыкновенно зрелая, глубоко прочувствованная поэтом, - во время ее создания Есенин проехал пол-России по местам боевых действий Пугачева, добравшись до самого Урала…  Написана поэма сложным образным слогом, наполненным самыми неожиданными метафорами, особой внутренней упругой жизнью - возвращающей то в лесные звериные чащобы, то в бескрайние золотые пшеничные поля, то в становище Пугачева...

Образ Пугачева – которого играет сам режиссер театра Народной Драмы  (он же и автор постановки) Андрей Грунтовский  -  в спектакле взят объемно, он максимально приближен к народу, он тоже вместе с народом терпит  притеснения от властей... И даже если перед зрителем разбойный атаман - то это атаман, кающийся в содеянном зле, - и при первом появлении на сцене, и в завершении спектакля... Но это  и атаман - передающий всю могучую стихийность русского духа, русского народа, способного на бунт - бунт, переходящий в затяжные крестьянские войны - отстаивающие свободу. Интересна символичная сцена перевоплощения беглого каторжника - в царя Петра Третьего - неспешным переодеванием в красную просторную русскую рубаху, когда казаки подают своему вождю одежду как царское одеяние... Этот предельный символизм делает театр Народной Драмы оригинальным, не похожим ни на какие другие...

Хочется сразу отметить: в спектакле наряду с бывалыми  актерами (Евгений Гуреев, Павел Соколов, Владимир Матросов) задействованы и новые, молодые: Алексей Бухалов, и два брата Федор и Петр Грунтовские, - что придало постановке особую динамику и яркость.
Небольшая, но глубокая,  радикально черная  сцена «Странника» позволяет видеть фигуры актеров особенно выпукло и ярко – издалека. Зал театра  «Странник»  удобный, плавно спускающийся греческим амфитеатром вниз… Порой кажется, что это сказочно ожившие древнерусские фигуры на  черно-лаковой миниатюре - настолько отработаны основные сцены и передвижения актеров!

Яркая сцена  -  одна из любимых!   - когда головорез Хлопуша (Евгений Гуреев) пробирается  в лагерь Пугачева.  Сцена, возвращающая – непременно! – к Таганке, к Высоцкому, - и  к этому  монологу, прочитанному самим Есениным – и сохранившемуся в записях! Но  теперь слушаем – Евгения Гуреева – замечательно подающего со сцены самые сложные поэтические монологи… Знаменитый монолог Хлопуши - из поэмы Сергея Есенина – знает, наверное, каждый…

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть,
Что ты, смерть иль исцеление калекам?..
Проведите, проведите меня к нему –
Я хочу видеть этого человека!..

Театр Народной Драмы – это, в первую очередь , символический театр. Есть и  некоторая сложность - в предельном лаконичном символизме театра - когда, скажем, разные роли может играть один актер...  Но актеры с этим  справляются.

Символика театра порой безгранична. Вот  жуткая даже сцена - потрясающее изображение мертвых утопленных казаков… Казаки стоят, чуть зыбко покачиваясь, словно  их тела уже под водой,  они уже – утопленники - под неутешные древние плачи вдов, щемящие душу... Казачьи жены, причитая ищут своих мужей, среди множества плывущих по Яику трупов, с рыданием окликают их  по именам...(Плачи – самые  настоящие, из глубины веков. Многие актеры – профессионально изучают русский фольклор) Глаза казаков закрыты, фигуры их плавно покачиваются - создавая полную иллюзию потустороннего уже мира... Не менее впечатляющая сцена - когда среди казаков появляется мрачная женская фигура с колотушкою, на голову ее накинут темный платок... Как предвестие будущих смертей... Похожий прием, кстати, мы видим и в спектакле о Достоевском, в сцене о «Кроткой» - когда Кроткая (Мария Гуреева) стоит на краю - своей жизни - и одновременно словно бы уже - и в гробу, с закрытыми глазами - под покаянный монолог своего мужа-мучителя...

Как особый символ всего спектакля  - жуткая эта клеть, -   звериная клетка! -  в которую под конец  заключают  - словно дикого зверя! -  Емельяна Пугачева … Зловещую эту клетку деловито  собирают сами казаки - из четырех решетчатых модулей - весь спектакль стоящих по обоим краям сцены, придавая особую остроту всему происходящему - этой неизбежностью расправы с народным бунтом... Клетку из еловых стволов изготавливал сам режиссер собственноручно, - как, впрочем, и многое другое из колоритного реквизита.

Трагическая последняя сцена спектакля. Пугачев, заключённый, как дикий зверь, в клетку, - перед казнью покаянно молится перед народом...

 Медленно меркнет свет. Видно лишь  бледное лицо бывшего  атамана, полное покаяния…

Татьяна Кожурина.
31 марта 2019 г.

Комментарии (0)




Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: